English Version   
Горизонт 2020
Структура программы
Бюджет программы
Основные типы проектов
Участие российских организаций
Подача проектного
предложения
Направление «Неядерная
энергетика»
Сервисы поиска партнеров
Открытые конкурсы
«Неядерная энергетика»
Сотрудничество с российскими организациями
   -Состояние сотрудничества
   -Действующие механизмы поддержки
Сотрудничество с зарубежными организациями
   -Состояние сотрудничества
   -Действующие механизмы поддержки
Предложения зарубежных партнёров
Методическое обеспечение
Мероприятия НКТ
Библиотека
Полезные источники информации
Контакты
Наши партнёры
Министерство образования и науки Российской федерации

Представительство Европейского Союза в Российской Федерации
НКТ мобильность

Аналитический центр МНИОП

НКТ «Биотехнологии»

НКТ по направлению "Информационно-коммуникационные технологии"

НКТ Окружающая среда и изменения климата

Состояние сотрудничества

Развитие взаимовыгодного сотрудничества российских и зарубежных организаций, работающих в сфере исследований и разработок должно базироваться на постоянном информационном обмене по вопросам разработки высокотехнологичных устройств, оборудования, технологий, материалов, взаимообмене новыми знаниями в области повышения энергоэффективности, формировании пакетов предложений. Предоставление базовой информации призвано оказать содействие в оценке потенциала научно-технического сотрудничества, в поиске и развитии совместных тематик для исследований и разработок.

1 Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (ответственный исполнитель – Министерство энергетики Российской Федерации)

Развитие энергодиалога между Российской Федерацией и Европейском Союзом на уровне Минэнерго России в рамках Государственная программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» «Энергоэффективность и развитие энергетики» реализовано посредством работы Постоянного Совета Партнерства России и ЕС на уровне Министров энергетики. Ход и результаты энергодиалога рассматриваются во время регулярных встреч координаторов: Министра энергетики Российской Федерации – с российской стороны и представителя Европейской комиссии по вопросам энергетики – с европейской стороны. В рамках энергодиалога действует механизм консультаций государственных институтов с представителями бизнес-сообщества в форме тематических групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза.

На сегодняшний день приказом Минэнерго России сформированы и действуют следующие тематические группы:

- тематическая группа по энергетическим рынкам и стратегиям;

- тематическая группа по энергоэффективности и инновациям;

- тематическая группа по электроэнергетике;

- тематическая группа по атомной энергетике;

- консультативный совет по газу.

Основными целями Программы в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:

- стимулирование привлечения инвестиций в реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих созданию и реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- повышение информированности общества о состоянии и деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также уровня знаний граждан, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Одним из направлений Программы является развитие использования возобновляемых источников энергии, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Среди основных задач:

- стимулирование производств электроэнергии с использованием возобновляемых источников;

- предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения;

- ежегодное проведение конкурсных отборов инвестиционных проектов, проводимых отдельно для каждой технологии на основе энергии ветра, энергии солнца, энергии вод, в отношении которых будут заключаться договоры о предоставлении мощности;

- проведение оценки технологического и экономического потенциала возобновляемых источников энергии в Российской Федерации для осуществления сбалансированной государственной политики в сфере повышения эффективности использования возобновляемых источников энергии.

В рамках Программы ежегодно предусматривается выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: в 2011 году было предоставлено 5,271 млрд рублей субсидий, в 2012 году – 5,72 млрд рублей, в 2013 году – 5,678 млрд рублей.

Программой предусмотрены мероприятия по развитию международного сотрудничества в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе проведение научных исследований и внедрение их результатов в практическую деятельность.

Источник: http://www.minenergo.gov.ru/

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России («РЭА» Минэнерго России)

 «РЭА» Минэнерго России обеспечивает реализацию федерального законодательства и государственных мероприятий в области энергоэффективности, инновационной энергетики, возобновляемых источников энергии (ВИЭ), является центром обмена информации, мониторинга, обучения, координации и стимулирования проектов в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и инноваций в ТЭК.

В области развития международного сотрудничества, в том числе со странами Европейского Союза, РЭА осуществляет функции по координации сотрудничества в области повышения энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, а также выступает экспертом в научно-техническом и технологическом развитии программ повышения энергоэффективности. Форматом сотрудничества «РЭА» Минэнерго России является создание двусторонних центров энергоэффективности и инноваций, призванных содействовать практической реализации проектов в области повышения энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии. Первый такой Центр был создан «РЭА» Минэнерго России с французскими партнерами. На различных стадиях находятся проекты по созданию российско-итальянского, российско-финляндского, российско-корейского, российско-японского и российско-словацкого Центров. «РЭА» Минэнерго России осуществляет сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Международным энергетическим агентством (МЭА), Международной финансовой корпорацией (МФК). «РЭА» Минэнерго России также имеет партнерские контакты с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международным партнерством по сотрудничеству в области энергоэффективности (IPEEC).

Источник: http://rosenergo.gov.ru/

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Государственный заказчик – Министерство образования и науки Российской Федерации)

Принципы реализации международного научно-технологического сотрудничества со странами Европейского в области неядерной энергетики в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (далее в пределах подраздела – Программа) определены Соглашением о сотрудничестве в области науки и технологий и базируются на решениях совместного комитета Россия-ЕС (СКНТС) по научно-технологическому сотрудничеству, а также тематических рабочих групп. Все совместные инициативы фиксируются в «дорожной карте», обновленная версия которой была принята в 2012 года [7, 31]. На действующие на уровне Минобрнауки России тематические рабочие группы возложена функция по определению направлений исследовательской и инновационной политики и программ, представляющих взаимный интерес для Европейского Союза и Российской Федерации, а также функции по реализации механизмов сотрудничества в рамках действующих программ.

Мероприятиями Программы предусмотрено:

- проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничества;

- поддержка исследований в рамках сотрудничества с государствами-членами Европейского союза;

- организация участия в крупных международных научных и научно-технических мероприятиях.

Начиная с 2007 года в рамках Программы, был внедрен и апробирован новый механизм совместной проектной деятельности в форме скоординированных конкурсов на проведение исследований при условиях паритетного финансирования со стороны Европейского Союза и Российской Федерации. К настоящему моменту в рамках совместной деятельности реализовано 2  проекта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (по направлениям биоэнергетики и интеллектуализации электросетевых ресурсов).

На текущий момент на уровне Минобрнауки России проводятся консультации с представителями Еврокомиссии по возможностям и направлениям организации скоординированных конкурсов в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и Рамочной программы по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020».

Источники: http://минобрнауки.рф, http://www.fcpir.ru/

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее в пределах подпункта – Фонд) – государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65.

Основными задачами Фонда являются:

-  проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

- оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;

- содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования, имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;

- привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;

- подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность).

Международная деятельность Фонда сосредоточена в двух основных направлений:

- содействие установлению научно-технологических партнерств, поддержка по вхождению в международные сети по трансферу технологий и проведение брокерских мероприятий. Фонд поддерживает ряд инициатив, направленных на содействие установлению научно-технологических партнерств для российских малых инновационных предприятий (МИП), в частности, участвует в программе международного обмена IEI (Франция), проводит регулярные брокерские мероприятия с Международным бюро BMBF (Германия), принимает участие в международных Форумах, выставках, семинарах, а также принимает участие и оказывает финансовую поддержку проекту по участию российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network – EEN) – «Gate to Russian Business Innovation Networks» (Gate2RuBin);

- поддержка совместных международных проектов с участием малых российских малый инновационных компаний. По условиям двусторонних программ, Фонд финансирует МИП из России, а его партнер из страны Европейского Союза – своего участника. Обязательным условием программы является паритетное софинансирование со стороны компаний. Длительность указанных проектов составляет, как правило, 18-24 месяцев, объем финансирования, выделяемый Фондом, – от 4 до 7 млн руб. на 1 проект.

Проектное предложение подается консорциумом, состоящим не менее чем из трех партнеров:

- минимум одно малое инновационное предприятие с российской стороны;

- минимум одно малое или среднее инновационное предприятие с европейской стороны;

- минимум одно университетское или внеуниверситетское государственное или частное учреждение, занимающееся прикладными исследованиями, с европейской стороны.

С российской стороны научные организации, университеты, исследовательские центры и институты также могут участвовать в проекте в качестве членов консорциума, но основным инициатором и исполнителем проекта должно выступать малое предприятие.

Источник: http://www.fasie.ru/o-fonde

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5 Союз инновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ России)

Союз ИТЦ России создан в целях формирования национальной инновационной системы, обеспечивающей, в частности, поддержку и развитие инновационно-технологических центров (ИТЦ) в качестве базовых элементов инновационной инфраструктуры в сфере высоких технологий. Среди основных задач Союза ИТЦ России:

- реализация политики активации предпринимательской и научно-технической деятельности;

- содействие в создании новых инновационных предприятий и поддержка уже существующих;

- организация взаимодействия научных, образовательных, инновационных организаций и бизнеса;

- содействие участию научных и инновационных предприятий в российских и международных программах поддержки инноваций, исследований и конкурентоспособности.

В области развития международного сотрудничества Союз ИТЦ России является координатором проекта «Gate to Russian Business Innovation Networks» (Gate2RuBIN) – широкомасштабной инициативы по интеграции европейской и российской инфраструктуры поддержки бизнеса инноваций. Проектом Gate2RuBIN обеспечивается участие российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise European Network – EEN). Союзом ИТЦ России обеспечивается децентрализованный доступ российским малым и средним предприятиям к услугам по информации, бизнес-кооперации и интернационализации услуг по трансферу технологий и инновациям.

Источник:http://ruitc.ru/

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6 Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ)

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) создан указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 года № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» и является самоуправляемой государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации. РФФИ обеспечивает целевую, адресную, диверсифицированную поддержку инициативных научно-исследовательских работ передовых групп ученых по всем основным направлениям фундаментальной на конкурсной основе по результатам проведённой всесторонней экспертизы.

Среди задач РФФИ задачами РФФИ по развитию связей с международными и зарубежными научными организациями и фондами являются:

- содействие российским ученым в выполнении исследований в рамках международного сотрудничества по всем областям фундаментальных знаний;

- содействие участию российских ученых в конференциях и совещаниях за рубежом;

- изучение и использование опыта ведущих зарубежных фондов по конкурсному финансированию исследований.

Для решения этих задач Фонд проводит работу по установлению прямых связей с зарубежными и международными фондами и организациями, заключает с ними соглашения о научном сотрудничестве и совместном финансировании научных проектов.

В рамках этих соглашений проводятся конкурсы совместных научных проектов, что позволяет расширить международное научное сотрудничество и привлечь дополнительные средства из-за рубежа для поддержки лучших российских научных коллективов, обеспечивающих новые возможности участия российских ученых в международной научной кооперации.

В настоящее время в рамках подписанных соглашений проводятся совместные конкурсы с 32 организациями из 25 стран. Участие РФФИ в международных конкурсах имеет различные формы, которые условно можно разделить на четыре типа:

- паритетное финансирование конкурса РФФИ и фондом-партнером;

- раздельное финансирование (каждый фонд, в основном, поддерживает своих ученых);

- смешанное финансирование - основные средства поступают от фонда партнера. РФФИ поддерживает только российских участников проектов;

- финансирование совместных проектов иностранным фондом-партнером (при этом РФФИ участвует в экспертизе и отборе заявок).

С 2005 года международные конкурсы с НЦНИ (Франция) и ННИО (Германия), по договоренности с зарубежными партнерами, переведены в разряд непрерывных.

Сотрудничество в области проведения экспертизы, как национальных проектов зарубежных фондов, так и совместных проектов российских и иностранных ученых в конкурсах, финансируемых иностранными фондами, является одним из направлений международной деятельности РФФИ.

Периодически в рамках РФФИ организуются конкурсы и реализуются проекты в области энергетики, энергосбережения, повышения энергоэффективности с международным участием.

Источник: rfbr.ru

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7 Российский научный фонд

Российский научный фонд создан по инициативе в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки. Задачами фонда являются:

- проведение конкурсных отборов научных, научно-технических программ и проектов по направлениям фундаментальных и поисковых исследований научными коллективами, отдельными научными и научно-педагогическими работниками;

- развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- создание в научных организациях и образовательных организациях высшего образования лабораторий и кафедр мирового уровня;

- развитие экспериментальной базы для проведения научных исследований [12].

Гранты РНФ выделяются на осуществление фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в 2015- 2017 годах по различным отраслям знаний, определяемым в зависимости от конкретного конкурса. В конкурсах могут принимать участие проекты научных коллективов независимо от должности, занимаемой руководителем проекта, его ученой степени и гражданства, организационно-правовой формы и формы собственности организаций, с которыми руководитель проекта и члены научного коллектива состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Гранты предоставляются научному коллективу на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам конкурса на условиях, предусмотренных РНФ, через российские научные организации, российские образовательные организации высшего образования, их филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации международные (межгосударственные и межправительственные) научные организации, на базе которых будут выполняться проекты. Размер одного гранта – от 5 (Пяти) до 8 (Восьми) миллионов рублей ежегодно. При заключении соглашения допускается перенос средств 2015 года в объеме до 2 млн. руб. на год проведения конференции. Руководитель проекта имеет право в качестве руководителя подать только одну заявку для участия в данном конкурсе. Количество проектов, 2 которые могут выполняться на базе одной организации, не ограничивается.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8 Российские технологические платформы в области энергетики

Российские технологические платформы в области энергетики являются инструментом реализации государственной научно-технической и инновационной политики, сформированным на основе частно-государственного партнерства для объединения усилий в области научно-технологического и инновационного развития российской экономики. Технологической платформой является коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия бизнеса, науки, государства, гражданского общества, совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.

Основными задачами технологических платформ являются:

- вовлечение бизнеса в реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;

- выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;

- определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий.

8.1 Технологическая платформа «Биоэнергетика»

Организации-координаторы Технологической платформы: Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»

Цель Технологической платформы: развитие отрасли биоэнергетики в Российской Федерации, содействие научным исследованиям, образованию, реализации актуальных проектов в данной сфере [http://tp-bioenergy.ru/].

Задачи Технологической платформы:

- разработка концепции развития и Дорожной карты (прогноза) реализации концепции отечественной биоэнергетики, ее интеграции с другими отраслями отечественной и зарубежной экономики, координация и долгосрочное планирование принципов и методов взаимодействия;

- разработка стратегии и программы исследований в области биоэнергетики, структурированной по цепочке – научно-исследовательские работы – опытно-конструкторские – коммерциализация – пилотные проекты;

- создание механизмов государственной, частной и международной поддержки научных программ (государственные программы, ФЦП, программы НИОКР компаний, седьмая рамочная программа ЕС, программы международного научно-технического сотрудничества);

- объединение усилий представителей бизнеса, науки, государства и гражданского общества в определении стратегических потребностей бизнеса и общества по созданию перспективных коммерческих технологий и оборудования, новых продуктов и услуг в области биоэнергетики и других смежных областях;

- стимулирование инноваций, расширение научно-производственной кооперации и формирования новых партнерств, поддержка научно-технической деятельности и процессов технологической модернизации предприятий биоэнергетической и смежных отраслей, существенное повышение на этой основе конкурентоспособности энергетического, химического и сельскохозяйственного секторов экономики;

- мониторинг состояния биоэнергетики, анализ рыночного потенциала биоэнергетических технологий, создание системы информационного обмена с использованием всего набора современных информационных технологий;

- развитие кадрового потенциала биоэнергетической отрасли, взаимодействие и поддержка научно-образовательных центров, вузов, академической и отраслевой науки, бизнеса;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в области биоэнергетики; внесение проектов технологических регламентов, экологических стандартов и тому подобное.

Реализация международной деятельности в рамках технологической платформы «Биоэнергетика» осуществляется посредством участия в мероприятиях по обмену опытом, трансферу технологий, осуществлении совместных с зарубежными партнерами проектах в области биотэнергетических технологий.

8.2 Технологическая платформа «Малая распределенная энергетика»

Организации-координаторы Технологической платформы: ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике»

Цель Технологической платформы

Инновационно-технологическое обеспечение структурной перестройки российской энергетики путем перехода от традиционного развития энергетики как жестко централизованной системы с преобладанием крупных источников генерации к разнообразию типов и форм развития энергетики в соответствии с особенностями спроса конкретных потребителей, конкретных локальных условий развития и требованиями государственной политики по повышению энергетической эффективности России [http://www.e-apbe.ru/distributed_energy/].

Задачи Технологической платформы:

- формирование Целевого видения инновационного технологического развития малой распределенной энергетики России;

- разработка Дорожной карты формирования рыночных, институциональных, научно-технических и иных условий развития малой распределенной энергетики России;

- разработка Долгосрочного стратегического плана НИОКР и Плана мероприятий по распространению инноваций в малой распределенной энергетике;

- разработка Концепции и Программы реализации пилотных проектов технологического развития малой распределенной энергетики России;

- разработка и практическая реализация Плана институционального обеспечения решения задач Технологической платформы (включая взаимодействие с органами местного самоуправления, исполнительной власти, с законодательными органами, другими институтами, продвижение корректировок нормативно-правовой базы и другое);

- информационно-аналитический сервис для участников платформы, для потребителей, инвесторов, операторов малой распределенной энергетики, органов власти, экспертного сообщества и других заинтересованных сторон на основе открытости и доступности информации;

- организация экспертизы инициатив и предложений участников рынка.

 Имеется потенциал сотрудничества в следующих направлениях:

- технологии когенерации электрической и тепловой энергии:

1) двигатели для энергетических установок: ГТУ, микротурбины, газопоршневые, новые энергоустановки на основе двигателей внешнего сгорания и другие;

2) энергоустановки со сжиганием твердого топлива в кипящем слое;

3) топливные элементы, водородная энергетика.

- технологии эффективного использования энергии в локальных энергосистемах:

1) накопители энергии: химические, инерционные, гравитационные, другие;

2) системы автоматизации управления энергией («микрогрид»);

3) новые технологии построения локальных электрических сетей;

- технологии использования местных энергетических ресурсов, ВИЭ и биоэнергетика:

1) современные технологии использования торфа как топливного ресурса;

2) газификация местных топливных ресурсов, отходов производства и бытовых отходов с использованием синтез-газа для генерации энергии;

3) использование ВИЭ в комплексных локальных энергетических системах, комбинирующих генерацию на основе топлива с использованием энергии солнца (фотовольтаика, коллекторы, другие), ветра, малых рек (мини-ГЭС) и другие.

- ресурсосберегающие технологии в локальных сетях ресурсоснабжения:

1) тепловые насосы;

2) энергосбережение и рекуперация тепла в системах отопления, вентиляции и кондиционирования, водоснабжения и водоотведения, других ресурсоснабжающих локальных сетях;

3) локальные системы газоснабжения, системы хранения сжиженного газового топлива (газгольдеры);

 - смежные энергосберегающие строительные технологии:

1) технологии низких тепловых потерь (дома с «нулевым» теплопотреблением);

2) комплексные строительные, энергетические, инженерные и архитектурно-планировочные решения поселений и малых городов в целях стандартизации и эффективного использования средств малой распределенной энергетики.

 

8.3 Технологическая платформа «Перспективные технологии возобновляемой энергетики»

Организации - координаторы Технологической платформы: ОАО «РусГидро»  

Цель Технологической платформы

Объединение усилий государства, бизнеса, финансовых институтов и институтов развития, научного и проектного сообществ, образовательных учреждений в создании условий для развития возобновляемой энергетики, внедрения высокоэффективных технологий генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), повышения конкурентоспособности услуг и продукции возобновляемой энергетики на российском и мировом рынках [http://www.i-renew.ru/].

Задачи Технологической платформы:

- мониторинг и анализ рынка, оценка технического уровня оборудования возобновляемой энергетики и проблем использования ВИЭ в России и мире;

- разработка, актуализация и выполнение Стратегической программы исследований (СПИ), координирующей и направляющей действия разработчиков перспективных технологий в области ВИЭ в интересах и с участием потребителей таких технологий;

- координация действий участников Платформы, а также иных образовательных, научных, финансово-инвестиционных и производственных организаций, сотрудничающих с Платформой, с целями и временными рамками СПИ;

- поиск и доведение до проектной стадии перспективных проектов в области создания и внедрения основного оборудования возобновляемой энергетики, их совместная реализация и сопровождение;

- стимулирование государственных и частных инвестиций на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИР, ОКР и ОТР) в рамках стратегической программы исследований;

- содействие разработке норм, правил и стандартов, позволяющих осуществлять разработку, проектирование, строительство и эксплуатацию генерирующих объектов на основе новых технологий с использованием ВИЭ;

- содействие развитию образования и повышению квалификации в области ВИЭ;

- содействие развитию управленческих навыков, повышению эффективности управления проектами ВИЭ на всем протяжении их жизненного цикла;

- содействие разработке нормативных актов, стимулирующих развитие ВИЭ, включая облегчение процедуры подключения генераторов ВИЭ к сети и утверждение тарифов на закупку энергии у таких генераторов.

8.4 Технологическая платформа «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности»

Организации-координаторы Технологической платформы: Открытое акционерное общество «Всероссийский дважды ордена Трудового Красного Знамени Теплотехнический научно-исследовательский институт»

Цель Технологической платформы

Организация и координация усилий по исследованию, разработке, созданию и широкому тиражированию участниками технологической платформы перспективных энергетических технологий, новых продуктов (услуг), а также привлечение дополнительных ресурсов, необходимых для реализации проектов [http://tp-rusenergy.ru/].

Задачи Технологической платформы:

- реализация приоритетных направлений научно-технического прогресса в энергетике и машиностроении, определенных в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года;

- создание новых высокоэффективных экологически чистых технологий для производства электрической и тепловой энергии;

- модернизация технологий и оборудования для производства электроэнергии и тепла с достижением показателей, соответствующих мировому уровню;

- разработка «прорывных» технологий для создания энергетики будущего;

- разработка унифицированного оборудования и типовых проектов для уменьшения сроков модернизации электроэнергетики и экономии финансовых средств на ее осуществление;

- разработка эффективной системы управления создания и внедрения инновационных технологий при реализации технологической платформы на основе эффективного применения механизмов государственно-частного партнерства, использования эффективных форм финансирования, использования научно-технического потенциала отечественного энергетического машиностроения;

- подготовка специалистов по профилю технологической платформы с современными компетенциями, организация эффективной системы повышения квалификации действующих специалистов.

8.5 Технологическая платформа «Развитие российских светодиодных технологий»

Организации-координаторы Технологической платформы: ОАО «РОСНАНО»

Цель Технологической платформы

Развитие в России нового направления промышленности, основанного на нанотехнологиях: массового производства светодиодов и светотехнических устройств на их основе [http://www.rusnano.com/infrastructure/technology-platform/led]. 

Задачи Технологической платформы:

- создание на современном уровне отрасли по производству светодиодной продукции и ряда смежных отраслей;

- обеспечение конкурентоспособного мирового уровня НИОКР в сфере светодиодного освещения;

- обеспечение эффективного взаимодействия ведущих российских научных школ полупроводниковой микроэлектроники, производственных компаний, бюджетных и частных венчурных инвестиционных фондов для ускоренной разработки и внедрения новых технологий и продуктов светодиодного освещения;

- объединение усилий органов государственной власти, научных и производственных учреждений для обеспечения технологической, правовой, финансовой, административной и информационной основы развития светодиодной промышленности;

- развитие спроса на светодиодные технологии и формирование цивилизованного рынка;

- наращивание объемов экспорта светодиодной продукции.

Имеется потенциал развития международного сотрудничества по следующим направлениям:

- неорганические светодиоды:

1) технологии выращивания полупроводниковых гетероструктур методом осаждения металлорганических соединений из газообразной фазы (metal-organic chemical vapor deposition: MOCVD);

2) технологии создания гетероэпитаксиальных структур с множественными квантовыми ямами AlGaN/InGaN/GaN;

3) технологии, позволяющие выращивать эпитаксиальные слои GaN и гетероструктуры InGaN/GaN или AlGaN/GaN на сапфировых подложках с особо низким количеством ростовых дефектов (дислокаций) и низким уровнем внутренних механических напряжений;

4) технологии производства белых светоизлучающих диодов (СИД);

5) технологии сборки СИД в корпусе, включая нанесение люминофоров и формирование первичной оптики;

6) технологии производства СИД матриц с заданными эксплуатационными характеристиками;

7) технологии разработки и производства осветительных приборов на основе СИД и СИД матриц;

8) технологии производства органических СИД (organic LEDs: OLEDs) и энергосберегающих источников света на их основе;

- органические светодиоды:

1) повышение срока службы устройств;

2) увеличение площади панели;

3) снижение стоимости;

4) широкое применение светодиодных технологий в мобильных и электронных устройствах, дисплеях, электронно-бытовых и промышленных устройствах, специальных приборах, транспортных средствах, в системах наружного и внутреннего освещения.

9 Международной энергетической премии «Глобальная энергия»

Международная энергетическая премия (премия за научные разработки в области энергетики) «Глобальная энергия» (далее в пределах пункта – Премия) – независимая научная награда за выдающиеся результаты научных исследований, научно-технических и теоретических разработок и системных исследований глобальных проблем, закономерностей и перспектив развития энергетики, направленных на обоснование новых способов эффективного энергопроизводства, создание новых эффективных видов энергоисточников, повышение технико-экономических показателей уже известных видов энергоисточников при безусловном обеспечении их безопасности и соблюдении всех экологических требований. Премия призвана содействовать развитию теоретических, экспериментальных и прикладных научных исследований и разработок в области энергетики, процессу международного сотрудничества в данной области знаний; стимулированию и привлечению ведущих специалистов различных стран, международных научных организаций, государственных и коммерческих структур к решению наиболее значимых проблем в области энергетики.

Премией ежегодно награждаются лица или коллективы любого государства, которые в течение предшествующих лет добились наиболее значительных научных или научно-технических результатов, способных определить принципиально новые направления развития в области энергетики. Премия является международной научной наградой. В выдвижении работ на соискание премии на равной основе участвуют граждане разных государств.  К экспертизе номинационных представлений привлекаются эксперты – граждане разных государств. В состав Международного комитета, принимающего решение о награждении премией, входят ученые и специалисты разных государств, представители международных энергетических организаций. Главным критерием, определяющим выбор лауреатов премии, является исключительно научная и практическая ценность выдвинутых на соискание работы. В своей деятельности по выбору соискателей и лауреатов премии органы премии  основываются на следующих критериях:

- развитие новых концепций для трансформации границ энергетики;

- поиск путей решения крупнейших энергетических проблем, стоящих перед лицом человечества;

- накопление новых теоретических, экспериментальных, практических энергетических знаний.

- развитие  новых источников энергии;

- нового промышленного развития, на новой технологической базе;

- новых методов эффективного использования и конверсии энергии;

- системных исследований глобальных проблем и закономерностей развития цивилизации и энергетики.

Определение состава соискателей из общего числа исполнителей номинационного представления производится исходя из оценки творческого вклада каждого из них лицами, имеющими право выдвижения соискателей премии. Не допускается включение в число соискателей премии лиц, осуществлявших в процессе выполнения работы только административные и/или организационные функции. Представление должно сопровождаться сопроводительным письмом (не более 5-ти страниц), содержащее в себе более развернутое обоснование на выдвижение, информацию об основных работах, исследованиях, ссылки на опубликованные статьи. В них должна быть обоснована ценность работ соискателей и представлены основания для экспертной оценки. В случае присуждения премии научному коллективу (в составе не более 3-х человек) на голосование Международного комитета выносится вопрос о распределении премиального фонда среди членов коллектива в зависимости от вклада каждого.

За время существования премии «Глобальная энергия» были награждены 34 ученых. Исследователи являются представителями различных стран мира, продемонстрировавшие исключительные достижения в своей области. Лауреатами премии становились  граждане Канады, Франции, Германии, Исландии, Японии, России, Украины, Швеции, Великобритании и США.

http://www.globalenergyprize.org/ru/

 

© 2007-2017 АНО "РУСДЕМ-Энергоэффект"